Старинная усадьба База отдыха Межутоки Отдых на Валаде в старинной усадьбе
На главную
Отдых на Валдае
История усадьбы
Проживание
Цены
Контакты
Заказать места
Как добраться
Карты
Достопримечательности
Развлечения
Рыбалка
Охота
Грибы-ягоды
Отзывы
Президент Каменного острова
 


Я стал рассказывать, что сегодня произошло на острове.
Отец, не перебивая, слушал. Когда замолчал, он сказал:
— Я тоже когда-то искал эту могилу... И до меня искали мальчишки. А нашёл вот Сорока.


 

 


Вильям Козлов, «Президент Каменного острова»

 

Усадьба Тимково

Усадьба Тимково, сер. 19 - нач. 20 вв.





Усадьба ТимковоРасположена на северном берегу одного из заливов оз. Кафтино в центральной части большого поселка, через который проходит дорога, ведущая из Бологого в с. Кемцы. Усадьба на протяжении длительного времени принадлежала помещикам Бутеневым. В посл. четв. 18 в. сельцом Тимково владел капитан флота Степан Кириллович Бутенев, в 1-й четв. 19 в. - его сыновья Иван и Федор, оба надворные советники. Существующий комплекс в основном сложился, в два этапа. В кон. 19-нач. 20 в., возможно, при владелице Елизавете Федоровне Бутеневой были выстроены главный дом и два флигеля, а также, вероятно, хлебный амбар. В 1909 г. усадьба принадлежала наследникам Е.Ф. Бутеневой, а позднее перешла к Шурыгину. Очевидно, при последнем владельце сооружены дом для служащих (1912) и конюшня с каретным сараем. К настоящему времени с северной стороны главного дома сделана деревянная пристройка, некоторые окна полуподвала расширены, а несколько окон первого этажа частично заложены; флигели искажены несколькими пристройками; в стенах конюшни и каретного сарая имеются многочисленные проломы; амбар разрушен более чем наполовину; в конюшне утрачены денники, обрушено перекрытие каретного сарая. Выразительный архитектурный комплекс, отражающий особенности планировочно-пространственной структуры и художественное своеобразие усадеб периода поздней эклектики.

Постройки комплекса, вытянутого вдоль залива с востока на запад, свободно размещены на невысокой береговой террасе по обеим сторонам ул. Озерной, начинающейся от поворота шоссе при въезде в поселок с запада, со стороны Бологого. С восточной стороны перспективу ул. замыкает главный дом, являющийся организующим композиционным центром усадьбы, выделяясь крупными размерами и необычным силуэтом. Он поставлен на пологом возвышении, доминирующим в окружающем ландшафте. Остальные постройки размещены вдоль улицы, являющейся основным подъездом к главному дому, вблизи которого на южной стороне расположены два жилых флигеля - восточный и западный. Далее к западу на противоположной стороне улицы находится огромный хлебный амбар, сложенный из бревен, перевязанных в лапу, на высоком кирпичном цоколе. Его сильно вытянутый прямоугольный объем с широким навесом вдоль переднего фасада первоначально состоял из пяти изолированных секций. За ним на той же стороне улицы стоит дом для служащих, а еще дальше напротив - конюшня с каретным сараем. От усадебного парка, располагавшегося на низком ровном берегу озера на поперечной оси главного дома, сохранились фрагменты регулярных липовых посадок приблизительно сер. 19 в., а также группа молодых дубов, высаженных в нач. 20 в. Территория рядом с главным домом обсажена желтой акацией.

Двухэтажный с полуподвалом главный дом - прямоугольное сооружение с ризалитами на всех фасадах, по характеру усложненного пространственного решения и представительной объемной композиции, а также сдержанному декору более напоминает общественную, или даже производственную постройку своего времени, формы которой стилизованы в духе европейской архитектуры Ренессанса. Его главный западный фасад выделен несимметрично расположенной высокой четырехэтажной башней, завершенной двурогими зубцами в форме ласточкиного хвоста. На противоположном фасаде башне соответствует прямоугольный ризалит, также сильно смещенный от оси дома. Ризалиты, симметрично расположенные на поперечной оси здания на северном и южном фасадах, имеют трехгранные очертания. Местоположение здания, хорошо обозримого со всех сторон, обусловило почти одинаковую декоративную обработку его торцовых и продольных фасадов, имеющих соответственно по шесть и семь оконных осей. Фасады расчленены междуэтажными полочками. Продольные фасады на углах закреплены филенчатыми пилястрами. Окна в полуподвале прямоугольные, вытянутые по горизонтали, на первом этаже полуциркульные, на втором имеют лучковые перемычки; все они заключены в рамочные наличники. Проемы первого и второго этажей сохранили двухчастный арочный переплет, напоминающий схему флорентийского окна. На фасадах третьего этажа башни узкие арочные окна чередуются с нишами такой же формы; средняя ось фасадов четвертого этажа подчеркнута большим круглым окном.

Внутренняя планировка сильно переделана в советское время. На поперечной оси со стороны северного входа расположен вестибюль с парадной лестницей на второй этаж. В интерьере сохранились двупольные двери с ромбическими филенками, печи с белым кафелем, многообломные тянутые карнизы, паркетные полы. Потолок вестибюля украшен большим восьмиугольным штукатурным плафоном. В подвале - сводчатые перекрытия.

Одноэтажные жилые флигели рублены из бревен с остатком и обшиты калеванным тесом, валунные цоколи вычинены кирпичом. Прямоугольные объемы под вальмовой кровлей завершены на поперечной оси мезонином, видимо, каркасной конструкции, с двускатной кровлей. В отделке западного флигеля использованы пропильные графичные по рисунку подзоры, укрепленные под венчающими карнизами основного объема и мезонина. На восточном флигеле от первоначального декора остались только две пилястры с капителями, поставленные по сторонам крупного чердачного окна, обращенного в сторону улицы.

Двухэтажный дом для служащих, сложенный из кирпича с гранитным цоколем, - характерный для своего времени пример жилой постройки; в декоре эклектичные формы соседствуют с элементами, свойственными модерну. Прямоугольный объем, вытянутый вдоль красной линии улицы, завершен двускатной кровлей с кирпичными фронтонами на торцах. Углы здания обработаны огибающими лопатками, по которым раскрепован венчающий карниз, дополненный поясом зубцов. Междуэтажное членение отмечено профилированным карнизом упрощенного профиля. Продольные фасады, имеющие симметричные трехчастные композиции в шесть оконных осей, выделены в центре ризалитом небольшого выноса. На главном южном фасаде ризалит завершен фигурным аттиком, украшенным белокаменной лентой, изогнутой в виде гирлянды. В тимпане аттика, в неглубокой нише выложена из белого камня дата постройки здания - 1912 г. На торцовом, восточном фасаде окна размещены по двум осям, на западном - по одной. Проемы имеют лучковые перемычки с клинчатыми замками и украшены полуналичниками со своеобразными ступенчатыми ушами. Массивные профилированные подоконники поддерживаются небольшими ступенчатыми кронштейнами. Фронтоны на торцовых фасадах прорезаны арочными чердачными окнами.

Кирпичная конюшня с каретным сараем характерна для хозяйственных построек периода эклектики. Г-образное в плане одноэтажное здание под вальмовой кровлей состоит из двух корпусов - северного и южного, разделенных брандмауэром. В южном корпусе находилась собственно конюшня на 20 голов, в северном - каретный сарай и подсобные помещения. Из-за незначительного падения рельефа в южную сторону углы корпуса конюшни укреплены контрфорсами. Стены здания, обработанные на углах лопатками, завершены профилированным карнизом с поясом ступенчатых кронштейнов. На продольных фасадах конюшни равномерно размещено по 10 небольших окон, освещавших денники. На южном торце находится широкий дверной проем. На северном фасаде каретного сарая расположено три таких же проема, при этом средний из них фланкирован пилястрами.

В помещении конюшни четыре бетонных столба поддерживают плоское перекрытие, уложенное по балкам. Каретный сарай состоит из трех одинаковых помещений, разделенных поперечными капитальными стенами.

Источник: «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 2», Москва, «Наука», 2006 г.

 

Другие достопримичательности:

 

Отдых на Валдае это бесконечная ширь сказочных лесов и лугового раздолья

наверх


сделано в Logic Systems

Rambler's Top100