Старинная усадьба База отдыха Межутоки Отдых на Валаде в старинной усадьбе
На главную
Отдых на Валдае
История усадьбы
Проживание
Цены
Контакты
Заказать места
Как добраться
Карты
Достопримечательности
Развлечения
Рыбалка
Охота
Грибы-ягоды
Отзывы
Президент Каменного острова
 


Я стал рассказывать, что сегодня произошло на острове.
Отец, не перебивая, слушал. Когда замолчал, он сказал:
— Я тоже когда-то искал эту могилу... И до меня искали мальчишки. А нашёл вот Сорока.


 

 


Вильям Козлов, «Президент Каменного острова»

 

Иверский монастырь

 

Валдайский Иверский Святоозёрский Богородицкий монастырь

Патриарх всея Руси, бывший новгородский митрополит, всесильный «собиный друг» царя Алексея Михайловича Никон задумал построить монастырь на одном из островов Валдайского озера. Местоположение «святой обители» было облюбовано патриархом, когда, пребывая на митрополичьей кафедре, он неоднократно проезжал по московско-новгородской дороге через Валдай. Внимание Никона привлекли необычайно живописное озеро и остров на нем, удобный для возведения монастыря-крепости.

Иверский монастырь

Валдайскому Иверскому Святоозёрскому Богородицкому монастырю суждено было стать одной из самых знаменитых святынь русской земли. Никон много слышал о строгом подвижничестве иноков Святой горы Афонской и о чудесах, источаемых иконой Божией Матери Иверской. Он решил строить новую обитель на Валдайском озере по плану Иверского монастыря на Афоне.

Выбрав остров «не добре велик, но зело прекрасен», он приступил в 1653 году к осуществлению своего замысла. И ожил Валдай. Начались заготовка и отправка к месту строительства материалов, различных припасов, крестьян-мастеровых. Уже летом 1653 года в вырубленной чаще начались работы, а к осени построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборная была освящена в честь Чудотворной иконы Иверской Божией Матери, другая - во имя св. Филиппа Московского. И тут же началась подготовка к каменному строительству.

В 1655 году Никон решил переселить во вновь строившийся монастырь братство Кутеинского монастыря из Орши. Белорусские братства представляли объединения мещан вокруг церкви и монастыря, зачастую тесно связанные с цеховыми организациями. В истории Белоруссии братства сыграли положительную роль - в XIV—XVII веках они активно боролись против иноземных захватчиков, засилия католической церкви и были своего рода культурными центрами. В их среде рождались патриотические произведения, при их содействии создавались типографии и школы.

Переселяя Кутеинское братство, Никон надеялся повысить авторитет своего монастыря. Вслед за кутеинскими монахами потянулись «мастеровые люди» из отвоеванных от Польши исконных белорусских городов Орши, Копоса и Мстиславля. В Валдае они начинали заниматься различными ремеслами. Одновременно из Новгородской, Ярославской, Московской, Тверской и других губерний по указам Никона стали стекаться кирпичники, плотники, каменщики, кузнецы и люди других специальностей. Крестьян отрывали от родной земли, от устроенных, привычных мест. Спасти от исполнения указов могло только бегство. Так, из Вятской губернии было послано 100 кирпичников, но прибыли на место только 34 человека.

И все-таки строительство монастыря продолжалось. 14 мая 1655 года на самом красивом и высоком месте острова началось возведение первого каменного собора, получившего позднее название Успенского. Руководил постройкой «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев из Калязина. А через девять месяцев это сооружение уже возвышалось на острове. Оно отличалось торжественными и плавными формами, как бы заданными великолепием окружающей природы.

После начала строительства Иверского монастыря жители почти всех окрестных селений стали его подданными. Царской грамотой за обителью закреплялись Валдайское озеро с островами и окрестными местами, монастырь Иакова Боровичского с угодьями, одиннадцать Старорусских соляных варниц, три монастыря с угодьями в Деревской пятине, Валдай, Боровичи, Вышний Волочёк, Выдропужск, Едрово, Яжелбицы, дворы в Новгороде и Москве. Да и сам Никон покупал к пожалованным владениям все новые и новые селения и земли.

Среди русских монастырей трудно найти обитель, которая сразу была бы так обогащена угодьями и возведена в столь высокую степень.

Рост монастырской казны продолжался и в последующие годы. Таков был хозяин у Валдая и Валдайского озера - властный и беспощадный. Монахи жестоко эксплуатировали крепостных. Тысячи крестьян, в том числе и валдайские, строили монастырь и кормили его обитателей.

Для прославления монастыря и привлечения к нему богомольцев Никон распорядился перенести туда святые мощи Иакова Боровичского.

В 1654 году вблизи Валдая была найдена «глина добра», и Игнат Максимов, выходец из белорусского города Копоса, начал делать печные цветные изразцы. Ему удалось самостоятельно наладить производство первых в России многоцветных узорчатых изразцов. Яркие, радующие глаз кафли вскоре стали известны далеко за пределами Валдая.

Монахи Кутеинского братства, составившие ядро Иверского монастыря, привезли с собой типографию, возобновившую работу в 1657 году. В ней «кутеинские иноки» печатали часословы, лексиконы, «азбуки с вопросы и ответы», сочинения патриарха Никона.

Никон строил монастырь не только для молитв, но и как крепость: на вооружении гарнизона стрельцов сразу же появились пушки и пищали. А с 1664 года за монастырские стены стали попадать не только «ушедшие от мира», но и те, кто был неугоден патриарху.

В 1666 году Никон, не поладив с царем, был низвергнут и сослан простым монахом в Ферапонтов монастырь. «Никоновский период» Иверского монастыря завершился, оставив неизгладимый след в истории села Валдай. Почти всегда пустынное озеро ожило. Теперь на острове, где взметнулись ввысь позолоченные кресты на маковках Успенского собора, кипела жизнь, которая касалась и Валдая. Царская грамота от 26 октября 1668 года, утвердившая права монастыря на обширные владения - около полутора тысяч крестьянских дворов с 5,5 тысячи душ, - упоминала и валдайских крестьян.

История Валдая во многом была связана с возникновением, взлетом и падением Иверского монастыря. Три версты плесом Валдайского озера - это расстояние разделяло владельца и холопа. Многие события и судьбы жителей Валдая вершились за монастырской стеной. По монастырским указам валдайские крестьяне пахали и сеяли, заготавливали сено и лесоматериалы. Работал на монахов и ремесленный люд села. Переписная книга Деревской пятины за 1678 год рассказывает о Валдайском селении следующее. Имелось в нем 23 двора крестьянских, где проживало 84 человека и 1 двор бобыльский с 1 жильцом да 37 дворов «польских беспашенных ремесленников» - 92 человека (учитывалось лишь мужское население). Писцы, твердо усвоившие, что пришельцы-ремесленники имели родину в бывших польских владениях, почти во всех документах именовали белорусов поляками. Портные, сапожники, оконничники, горшечники, мельники, пильники, колесники, печные мастера и кузнецы - таков был их состав. В переписи 1678 года отмечен и «торговый человек» Ефим Филимонов. Кроме того, в селе находилось 25 дворов монастырских стрельцов, которые служили «из монастырского денежного и хлебного жалования». Прочно обосновались в Валдае и осташковские рыболовы, которых Никон выписал из своей Осташковской слободы для ведения рыбного промысла на Валдайском озере.

В последней четверти XVII века владения и права монастыря оставались незыблемыми, получив новое подтверждение в грамотах царей Федора Алексеевича в 1678 году, Ивана и Петра Алексеевичей и княжны Софьи - в 1686 году.
Валдайцы постоянно участвовали в строительстве монастыря, где с 1667 по 1702 год было поставлено десять крупных каменных зданий и семь деревянных построек. К началу XVIII века над монастырскими стенами, мелкими жилыми и хозяйственными постройками поднялся каменный ансамбль.
Но слава монастыря уже отшумела. В 1712 году по указу Петра I монастырь приписали к Александро-Невской лавре в Петербурге. К ней же отошли все доходы вотчины, туда же были переданы безвозвратно и многие драгоценности из его казны.

В 1730 году по указу Анны Иоанновны Иверскому монастырю были возвращены все права и привилегии. Однако период нового процветания монастыря длился недолго. Уже в 1764 году в жизни валдайцев произошло знаменательное событие - при секуляризации (изъятии) церковных и монастырских владений, проходившей в России, столетняя власть Иверского монастыря над селом пала. Валдай, перешедший в ведомство коллегии экономии, стал управляться гражданскими властями. Все административные, судебные, полицейские и финансовые дела стал вершить воевода, имевший свою канцелярию.

Строительство Петербурга, перенесение туда столицы, выход России на Балтику превратили дорогу, проходящую через Валдай, в главный тракт государства, движение по которому не останавливалось ни в зимнюю стужу, ни в весеннюю распутицу. Дорога, как никогда прежде, стала оказывать огромное влияние на развитие различных ремесел и торговли. К концу 1760-х годов Валдай стал одним из крупнейших селений на тракте. Многие путешественники отмечали его величину и своеобразие. Академик Паллас, посетивший Валдай в 1768 году, упоминал о нем в своих путевых записках как о «большом и примечания достойном селе». При этом добавлял, что некоторые «его веселые жители произношением и некоими речами еще и ныне несколько изъявляют белорусское свое происхождение».


Другие достопримичательности:

 

Отдых на Валдае это старинные русские города и села, монастыри и усадьбы, церкви и часовни с богатой историей, множеством легенд и преданий

наверх


сделано в Logic Systems

Rambler's Top100