На главную
Как появилась эта страничка
О книге
Президент Каменного острова
Вильям Козлов
Фотоальбом
Книжная лавка
Хроника Каменного острова
Вам слово
 

Хроника Каменного острова

Трагедия «Невского экспресса» на Валдае   (06.12.2009)
 
 

Вечером в пятницу, 27 ноября на бологовском участке Октябрьской железной дороги был совершен теракт – подорван скоростной пассажирский поезд «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Санкт-Петербург.

         По данным властей в результате крушения погибли 27 человек, пострадали 96, а 17 пока не найдены. Несчастье случилось на перегоне между станциями Алешинка и Угловка. От Островитинского озера это всего в 35 километрах, места знакомые, поэтому многое в телерепортажах кажется откровенной нелепостью, а кое-что не договаривается.
         В старые времена путник, путешествующий по питерскому тракту пешком или в возке, всегда был начеку. Пошаливали на тракте лихие людишки, иногда лишали кошелька, а то и жизни. Казалось бы, было это в незапамятные времена. Сейчас век другой, вместо мощеного булыжником тракта - современный асфальт (за исключением 30 километров у Торжка, где неизменно колдобина на колдобине). Но идет дорога все там же, где ее проложили 500 лет назад при царе Иване III, из-за чего как ни жми на акселератор в промежутках между бечисленными деревнями, - средняя скорость не превышает 70 верст в час. Траектория – не единственное сходство нынешней дороги со старым трактом. Кошелек путешественника все так же «легчает», пока он доберется до места назначения. По-прежнему скрываются в придорожных кустах ненасытные разбойнички. Только раньше они выходили на большую дорогу по собственной воле, а теперь сидят у обочины как бы по долгу службы. Но сути это не меняет, деньги падают в их широкий карман. Те, кто идет в ГАИшники, родись они 500 лет назад, занимались бы на той же дороге разбоем, а при немцах пристроились бы на теплое место полицаями. Есть такая порода людей. Хорошо хоть ныне не берут греха на душу – отнимают всего лишь деньги, а не жизнь.
        Но вот и жизни простых людей, спокойно едущих комфортабельным поездом из одной столицы в другую, теперь грозит опасность. На Кавказе подобные теракты происходят постоянно – только за это лето в Дагестане было четыре подрыва на железной дороге. Теперь боевики грозят перенести рельсовую войну с Северного Кавказа на всю территорию России. В августе 2007 года террористы уже подрывали «Невский экспресс» в Новгородской области, в 120 километрах от места нынешнего взрыва. Тогда заряд был меньше, а машинист после взрыва остановил поезд достаточно аккуратно, поэтому жертв удалось избежать, хотя и пострадало 60 пассажиров. На этот раз мощность заряда увеличили, к тому же ситуацию усугубило то, что машинист после взрыва применил экстренное торможение, в результате чего три хвостовых вагона сошли с рельсов: один из них накренился, второй лег на бок, а последний ударился о насыпь. Именно в нём и оказалось наибольшее количество жертв, потому что пассажирские кресла сорвались с креплений, и людей бросило к передней стенке вагона.
         Многие СМИ даже неделю спустя утверждают, что помощь пострадавшим пришла два часа спустя лишь из-за того, что место катастрофы находится за много километров от проезжей дороги. Это чушь. За минуту до взрыва поезд миновал станцию Лыкошино, от которой до федеральной автотрассы Москва-С-Петербург 35 километров хорошей асфальтовой дороги. От Лыкошино грунтовка идет вначале вдоль железнодорожного полотна, потом отходит на километр в сторону деревни Хмелевка, после чего опять возвращается вплотную к путям. На самом деле сыграла роль обычная неготовность наших экстренных служб и неразбериха. Ближайший населенный пункт, располагающий службой скорой помощи – Валдай - относится к Новгородской области, а происшествие случилось в Тверской, за километр до пересечения их границы. Да и мощности служб скорой помощи Валдая и Бологое слишком слабы для такого количества пострадавших.
         Спустя несколько дней после взрыва министр внутренних дел сообщил как о серьезном прорыве в деле расследования теракта, что в 100 метрах от места крушения  обнаружена куртка, в карманах которой найдены письма, идентифицированные как письма заключенного. Но кому как не главе министерства знать, что в Лыкошино располагается одно из его подразделений – колония, где отбывают срок осужденные  уголовники. Все местные жители в курсе, что за хорошее поведение зэкам вместо досиживания срока за колючей проволокой разрешается жить на поселении в окрестных деревнях и работать на лесопилках, свинарниках и т.д. Поэтому брошенная или потерянная по пьяни куртка зэка – обычное дело для этих мест.
          Но почему кавказские боевики, как и два года назад, взявшие на себя ответственность за эту диверсию, второй раз подрывают именно «Невский экспресс»? Конечно, они рассчитывают на максимальное количество жертв из-за его высокой скорости - 180 километров в час.
         Кроме того, террористы рассчитывают на широкий общественный резонанс, великолепно зная, что этим престижным поездом, преодолевающим путь всего за четыре часа, пользуются многие высокопоставленные чиновники из питерской группировки, работающие в правительственной и президентской администрации в Москве, а на выходные возвращающиеся домой. И действительно, из официальных сообщений стало известно о гибели при крушении поезда руководителя Росрезерва Бориса Евстратикова и главы госкомпании «Российские автомобильные дороги» Сергея Тарасова, бывшего вице-губернатора Петербурга, а позже сенатора Совета федерации от С-Пб. 
       Но вот о чем не было сказано ни в одном репортаже, но что могло повлиять на выбор боевиками места нынешнего теракта, так это то, что взрыв прогремел строго на траверзе (перпендикуляр от ж/д) резиденции президента России на Валдайском озере. Расстояние от места теракта до президентской резиденции всего 24,5 км. Возможно, это был знак, которым террористы хотели надолго лишить высокопоставленных гостей президентской базы спокойного сна. 
         Кстати, ни в одном репортаже не прозвучало, использовалась ли великолепно оснащенная медицинская служба президентской базы (оказавшаяся ближе всех к месту катастрофы) для оказания помощи пострадавшим «Невского экспресса»? Если да, то замалчивать такой факт нелогично, наоборот, участие президентских медиков в спасении простых людей – отличная пропаганда близости власти к народу, повышающая рейтинг президентской команды. А если нет, то почему? 
        Вспоминаются пробки, в которых томятся московские водители, когда ГАИ перекрывает движение в ожидании проезда президентского или другого чиновьичего кортежа. Точно так же на час прикрывали полеты спортсменов на подмосковном дельтадроме «Красный поселок», когда ожидался пролет кортежа вертолетов из президентской Барвихи в Валдайскую резиденцию. В 2009 году власти вообще закрыли дельтадром. Любопытно было наблюдать тактику перегруженных броней и прочими средствами защиты вертолетов кортежа. Скорее всего, она имеет кодовое название «наперстки», потому что напоминает манипуляции наперсточных мошенников 90-х. Три вертолета время от времени меняются местами в строю, чтобы запутать потенциальных террористов, желающих угадать вертолет с вип-персоной на борту. 
        Во время поездки в Прагу пару лет назад интересно было узнать, что чешский президент ездит не на немецком Мерседесе, а на чешской Шкоде, и из сопровождающих его лиц – только водитель, никакой охраны. Никто при этом не перекрывает движение в городе. В выходной день президента можно встретить гуляющим пешком по Карлову мосту, Вацлавской площади или раздающим автографы на своей книге в книжном магазине. Кстати, еще одно сильное впечатление от Праги – лица полицейских, на которых читается: «Не можем ли мы чем-то помочь?», в отличие от «Кого бы и за что бы обобрать?» у нашей родной столичной милиции. 
        Так может, именно из-за такого отношения к народу мне ни разу не приходилось видеть, чтобы кто-то из отдыхающих радостно помахал рукой в след вертолетам президентского кортежа, регулярно пролетающим над Островитинским озером?

назад <<

наверх


сделано в Logic Systems

Rambler's Top100