На главную
Как появилась эта страничка
О книге
Президент Каменного острова
Вильям Козлов
Фотоальбом
Книжная лавка
Хроника Каменного острова
Вам слово
 

Хроника Каменного острова

Девчонки из книжки   (07.07.2009)
 

Несмотря на то, что девчонки без ума от «Президента Каменного острова», они имеют все основания обижаться на автора, Вильяма Козлова. Ведь практически все герои – мальчишки. Вильям Фёдорович до минимума сократил «квоту» на женский пол в своей повести, единственная героиня – Алёнка. Да и она не из Островитинского детского дома, а из далёкого Ленинграда.

Зато приехавшие этим летом на базу бывшие воспитанницы интерната (1952-1959) Вера Егорова (в те времена – Уруфьева) и Лилия Кузнецова увидели себя в другой книжке – «Каменный остров. История усадьбы Межутоки». Они с радостью показывали себя на фотографии 1958 года, запечатлевшей среднюю группу интерната с их воспитателями (это фото есть и в «Истории усадьбы» на нашем сайте). Они тогда перешли из 6-го в 7-й класс. До сих пор помнят имена своих одноклассников:

Верхний ряд слева: Маша Калягина, Шура Серкова, Хельми Сойне (финка), Женя Воробьёва, Вера Уруфьева, Нина Макаренко, Нина Бадюгина, Лиля Кузнецова. 2-й сверху ряд: ?, Эля Удалова, Валя Прокофьева, Надя Волхонская, Герда Кольцова, Валя Павлова, Галя Данилова. Учителя: Людмила Геннадьевна Петицкая (ботаника, биология), ? (начальные классы, пение, рисование), Василий Иванович Журкин (директор школы и детдома), Пётр Савельевич (физика, математика), Полина Гавриловна (история), Евдокия Тимофеевна (литература, русский). Мальчишки в нижнем ряду: Саша Максимов, Валентин Потехин, Валерка Белоусов, Саша Сканчин, Слава Руденко, Витя Боев, Алексеев, Петька Дмитриев, Володя Лебедев.

Лилия Кузнецова вспоминает, что сама она в те годы была очень худенькой, а «продухи» в цоколе дома были не такие, как сейчас, а шире. Как-то подруги помогли ей протиснуться туда, и она попала в тёмный подвал. Пола как такового не было – просто песок, а высота не позволяла встать в полный рост – только ползти на четвереньках. Не имея ни спичек, ни фонаря, пришлось обследовать помещение на ощупь. В одном из углов оказался сундук. Сверху в нём лежала пыльная, почти истлевшая, одежда и свёрток каких-то бумаг. Переданные наружу они только вызвали смех мальчишек, ожидавших у «продуха». Зато ниже в сундуке оказались серебряные монеты царской чеканки. Набив ими карманы, Лиля выбралась наружу. Вскоре весь детдом играл этими монетами в «пристенок». В Ильятино на серебро выменивали хлеб, который пекли деревенские. Как только монеты заканчивались, Лиля снова отправлялась в подвал (прямо как Солдат в сказке Андерсена «Огниво»).
 
                    

Вряд ли серебро спрятали в подвале хозяева усадьбы. Люди цивилизованные, они держали своё состояние в иностранных банках, что помогло сохранить деньги во время революции. Скорее, это был «банк» управляющего усадьбой, который получал у Беляминых неплохое жалование (1200 рублей в год). Почему он не забрал свои сбережения? Может быть, после революции покинул Россию, а тащить с собой сундук с серебром было обременительно, да и опасно. А может, погиб от рук распоясавшейся уголовщины или просто случайно во время революционной смуты. Например, Андрей Всеволодович Савицкий рассказывает, что племянник Зинаиды Диомидовны Беляминой, Евгений, в 1917 году в Петрограде был убит выстрелом с улицы, стоя у окна во время демонстрации.

Вера и Лилия с восторгом вспоминают раскрашенную лепнину потолков и шикарный дубовый паркет в комнатах и коридорах дома. Нынешняя кладовая кухни в интернате была пионерской комнатой. Её стены на высоту около метра от пола прикрывали дубовые панели с вырезанными на них фигурками, а стена, обращённая к флигелю, дугой выгибалась наружу, и в этом месте имелось возвышение – сцена. Здесь устраивали выступления и концерты. Переход из дома во флигель был выложен изразцовой плиткой, как и фонтан. К восточному фасаду флигеля (в сторону Немеги) примыкала застеклённая веранда.

Вера и Лиля подтвердили воспоминания других старожилов Межутоков о существовании родника на Каменном острове. Мальчишки, втайне от воспитателей переплывавшие туда, рассказывали, что из родника бьёт холодная и вкусная вода.

Вспоминали, что в конце мая 1956 года на «городок» (высокий длинный холм на северном берегу Немеги) упал военный транспортный самолёт (видимо, Ли-2), взлетевший с аэродрома Выползово. Говорили, летел в Каховку, почему разбился, неизвестно. Из 11 человек, что были на борту, в живых остался только бортрадист, да и тот сошёл с ума. Самолёт выкосил на «городке» целую просеку, которая долго потом не зарастала.

Вера теперь живёт в Мурманске, Лиля – под Москвой. Приезжают в родные места детства регулярно. Каждый раз навещают своих воспитателей. Вот и на этот раз побывали в Погарино у Любови Николаевны Тихоновой, в Ильятино разыскали Веру Ивашкевич, которая в интернате работала нянечкой и прачкой. В Ильятино сейчас мало старожилов, чьи предки родом из здешних мест. Вера Ивашкевич – одна из них. Она помнит рассказы своей матери, как та вместе с другими детьми, завидя «барина», проезжавшего через Ильятино, бежала вслед за экипажем, чтобы открыть ворота в Межутоках, за что «барин» непременно угощал их конфетами.

На базе Лиля и Вера остановились впервые. Лиля обычно привозит на озеро и своих детей, живут в палатке, рыбачат, собирают грибы, ягоды. Вера давно увлекается фотографией. Первые годы особенно сильно тянуло на «родину» - в Межутоки, поэтому каждым летом она приезжала сюда во время отпуска. Многие фото в альбомах интернатовцев 60-х – её работа.
 
   
    Урок труда у девочек – швейное дело. 1966 г. Фото из альбома Ирины Бунегиной.
 
     
                       Спальня девочек. Фото из альбома Ирины Бунегиной.
 
                            
Старый мост через протоку между Островито и Немегой. Дети называли его «чёртов». Фото сделано в 1967 году, когда Вера приезжала на 20-летний юбилей детского дома. На снимке с удочкой она, а справа – Коля Гаврилов, которому посчастливилось стать одним из героев книжки Вильяма Козлова «Президент Каменного острова».
назад <<

наверх


сделано в Logic Systems

Rambler's Top100